Три года не передавали показания счетчика. Подали. А теперь нам выставляют к доплате большую сумму. Это правомерно?

1. Добрый день! До июля 2017г. платили за воду по показаниям счетчиков, далее- были переведены на норматив, вплоть до июня 2020 г., так как мы не передавали показания. В июле мы подали показания счетчиков, думая, что данные показания будут приняты, как начальные (что не противоречит письму от 21.04.2020 N AA-275/04/НС-73), так как в течении трёх лет не было ни одной поверки счетчика, которую обязывает исполнителя проводить Постановление правительства РФ №354 от 6 мая 2011 г. в соответствии с п.82, и п.84 — при непредставлении потребителем исполнителю показаний счетчика в течение 6 месяцев подряд. Соответственно нельзя утверждать, что данные показания корректны. Нам был сделан перерасчет за 3 года с доначислением. На сколько это правомерно?

2. Так как срок поверки счетчиков истек в июне 2020 г., с января 2021 нас перевели на начисления по среднему. И тут вышло следующее. В расчет среднего попал и месяц июль 2020, где отражено 303 куба потребленной за 3 года воды, в итоге среднее количество потребленных кубов вышло 53 (вместо обычных 9-10   м³), и соответственно в квитанции пришла огромная сумма! на сколько это правомерно? Ведь это объем воды, потребленных в течении не 6 месяцев, а 3 лет и 5 месяцев.

Заранее спасибо за ответ!

Оценить вопрос

Поделиться

Ответы и комментарии

Отвечает Михаил Козырев, Портал ЭнергоВОПРОС.ру
Редактор портала ЭнергоВОПРОС.ру

Римма, здравствуйте! Спасибо за ваш вопрос. Он очень актуален. Многие сталкиваются с последствиями экстренных новаций в законодательстве о ЖКХ, которые были приняты прошлой весной в связи эпидемией. Там многие моменты были не продуманы, спешка была. Ну а сейчас проявляются последствия.

Так вот, касаясь первой части вашего вопроса… Логика действующего законодательства такова, что потребитель не может произвольно выбирать, платит он по нормативу или по счетчику? Алгоритм здесь прост: если счетчик исправен и у него не истек срок поверки, то расчет идет по прибору учета.

От правила могут быть временные отступления. Например, потребитель по каким-то причинам перестал передавать показания счетчика. Тогда плата за воду начисляется по замещающим данным. Сперва, в течение первых трех месяцев, по предыдущему среднему потреблению, рассчитанному за полгода. Затем – по нормативу. Но это происходит лишь до тех пор, пока поставщик коммунальной услуги не получит свежие показания счетчика. Как только это произошло, поставщик обязан произвести перерасчет исходя из показаний счетчика.

Эта норма зафиксирована в п.61 «Правил предоставления коммунальных услуг». Ссылка — https://base.garant.ru/12186043/#block_61.

Условие здесь, как уже сказано выше, такое: счетчик должны быть исправен, у него не должен быть истекший срок поверки.

В вашем случае, насколько я понял, срок поверки истек в июне, т.е. за месяц до того, как вы передали показания счетчика. И вроде бы действие п. 61 «Правил» не должно на вас распространяться.

Но тут вступает в силу постановление правительства РФ №416 от 2 апреля 2020, на основании которого было выпущено письмо №AA-275/04/НС-73 21.04.2020, которое вы приводите в своем вопросе.

Постановлением зафиксировано, что в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, с 6 апреля по 31 декабря 2020 года поверки бытовых счетчиков можно не проводить. Их показания должны приниматься, как если бы срок межповерочного интервала у приборов учета не истек. При этом «мораторий» на поверки истекает 1 января 2021 года. С этого дня все неповеренные счетчики признаются неисправными и вступают в силу «обычные» нормы, регулирующие эту ситуацию.

Соответственно, в вашем случае, поставщик коммунальной услуги принял в июле показания счетчика, подразумевая, что он как бы «исправен». И провел перерасчет на их основании за последние три года.

При этом «начальными», как вы говорите, показания счетчика могли быть, если бы вы провели поверку. Но ведь поверки проведено не было.

Вывод: с моей точки зрения перерасчет был проведен правомерно.

По поводу второй части вашего вопроса… Проблема заключается в том, что если потребитель после долгого перерыва передает показания счетчика и оказывается, что ему по среднему и по нормативу начислили меньше, нежели он потребил фактически, то эта разница считается потребленной в течение того месяца, в который были переданы показания. Норма эта сформулирована в третьем абзаце п. 61 «Правил предоставления коммунальных услуг». Ссылка — https://base.garant.ru/12186043/#block_61

Думаю, именно исходя из этого, вам и был выставлен столь большой объем потребления «по среднему». Там же механизм такой: берутся данные потребления за предыдущие шесть месяцев потребления, суммируются, затем делятся на шесть. В эти шесть месяцев попал и июль, в который вам формально (согласно п. 61 Правил) в потребление зачли весь перерасчет за три года.

Вам бы, конечно, стоило сделать поверку в январе или декабре (поверки в 2020 году не запретили, их просто разрешили не проводить). Тогда проблемы удалось бы избежать. Ну да теперь уж что говорить…

добавить комментарий · Был ли этот ответ полезен вам? Да / Нет