Отопительный сезон начался, а в квартире холодно. Как бороться?

Отопительный сезон начался, а в квартире холодно. Как бороться?

Начался отопительный сезон, но далеко не во всех квартирах батареи сразу стали горячими. Жалобы поступают так же из-за холода на рабочих местах, в офисах и учреждениях. Кто и какие компенсации может получить, если температура в помещении ниже нормы?

Когда должны включать отопление

Начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления. Включать батареи начинают после того, как температура на улице в течение пяти дней держится на уровне ниже восьми градусов тепла.

Температура внутри помещения тоже должна соответствовать определённым нормативам. В период отопительного сезона в квартире она не может опускаться ниже +18ºС градусов и превышать +22ºС. Для угловых помещений другие нормы: от +20ºС до +24ºС градусов.

— Поэтому, если температура хотя бы в одной комнате в квартире не достигает +18ºС градусов в течение месяца или больше, то в таком случае можно и даже нужно требовать у управляющей компании перерасчёт. Плату за этот период должны вернуть. Если отопительный сезон уже начался, а батареи в квартире по-прежнему холодные, это говорит о том, что коммунальная услуга предоставляется ненадлежащего качества или с перерывами. Причём можно не только уменьшить сумму оплаты, но и полностью отказаться от неё, — пояснил Алексей Гавришев, управляющий партнёр юридической компании AVG Legal.

По словам юриста «Европейской юридической службы» Эрдни Манджиева, допустимая продолжительность перерыва в отоплении составляет не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца. При этом не более 16 часов единовременно — при температуре воздуха в жилых помещениях от +12ºС градусов до нормативной температуры и не более восьми часов единовременно при температуре воздуха в жилых помещениях от +10ºС градусов до +12ºС. Перерыв может быть не более четырёх часов единовременно, если температура от +8ºС до +10ºС.

Допустимое превышение нормативной температуры составляет не более четырёх градусов, а допустимое снижение нормативной температуры ночью (от 0:00 до 5:00) — не более трёх градусов. Снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5:00 до 0:00) вообще недопустимо.

«Коммунальные платежи снижаются на 0,15% за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва отопления, а также за каждый час отклонения температуры от нормы. Делает перерасчёт управляющая компания, а в определённых случаях — ресурсоснабжающая организация», — говорит юрист Эрдни Манджиев

Как действовать, если в квартире холодно?

Если жильцы заметили, что в квартире похолодало, то нужно уведомить об этом аварийно-диспетчерскую или иную службу, указанную исполнителем. Обязательно нужно сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где плохо топят.

— Сообщение можно сделать как в письменной форме, так и устно по телефону. Главное, чтобы его официально зарегистрировали и присвоили номер. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю свои фамилию, имя, отчество, регистрационный номер сообщения и время его регистрации. Если ему известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан сразу сообщить об этом обратившемуся и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. Если же причины сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки факта нарушения. Причём она должна быть назначена не позднее двух часов с момента получения жалобы. Если, конечно, другая дата не будет согласована с самим обратившимся жильцом, — рассказал Эрдни Манджиев.

По факту проверки составляется акт. Один экземпляр документа передаётся потребителю (или его представителю), второй остаётся у исполнителя, остальные передаются людям, участвующим в проверке.

Кто имеет право на компенсацию за холод в квартире

Если в ходе проверки возникает спор относительно факта нарушения, то определяется порядок проведения дальнейшего контроля. При этом любой участник мероприятия вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

— В некоторых случаях из-за низких температур у жильцов могут возникнуть проблемы со здоровьем или имуществом. Такой вред поставщики услуг тоже должны компенсировать. При этом требовать возмещения вреда вправе любой потерпевший независимо от наличия или отсутствия договора с исполнителем, — добавил Эрдни Манджиев.

Юрист отметил также, что потребитель вправе потребовать с исполнителя компенсации морального вреда, а в некоторых случаях — уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с законодательством о защите прав потребителей. Также, если топят плохо и с перерывами, можно обратиться с жалобой в орган государственного жилищного надзора с требованием проведения проверки. По результатам он может обязать исполнителя не только устранить нарушения, но и сделать перерасчёт.

Какие доплаты за холод в офисе можно получить от работодателя

В Трудовом кодексе чётко указано, что каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Более того, сотрудник имеет право отказаться от выполнения своих должностных обязанностей, если возникнет опасность для жизни и здоровья. Выйти на работу он может только после того, как все нарушения будут устранены. Об этом рассказала партнёр юридической компании PG Partners Светлана Петрикова.

По её словам, комфортной температурой в офисных помещениях считается +22−24ºС градуса в холодное время года и +23−25ºС градусов в тёплое. Допустимой минимальной температурой, если за окном +10ºС градусов и ниже, считается +20−22ºС градуса. Если температура ниже этого показателя, работник имеет право поставить в известность своего работодателя и потребовать обеспечить приемлемые условия труда. Если работодатель отказывается идти навстречу, сотрудник может прекратить выполнять обязанности до того момента, пока не будет установлена комфортная температура.

— Для этого вам надо написать письменное заявление, иначе ваши действия могут расценить неправильно, вплоть до увольнения по статье. Также вы можете обратиться в трудовую инспекцию. Отдельной компенсации для таких случаев не предусмотрено, но, если в результате работы в слишком холодном помещении сотрудник заболел, он может потребовать у работодателя компенсировать моральный вред и расходы на лечение через суд. Для этого потребуется предоставить медицинские справки, в которых будет указано, что болезнь наступила от переохлаждения. Также вам надо будет доказать, что температура в рабочем помещении не соответствовала нормам, — пояснила Светлана Петрикова.

На практике такое встречается редко. Работодатели стараются соблюдать все нормативы и, как правило, идут навстречу сотрудникам, которые жалуются на температуру в помещении. В частности, устанавливают дополнительные обогреватели, устраняют продувание в окнах.

В некоторых случаях выплачивают компенсации, но носят они добровольный характер, и суммы их зависят исключительно от работодателя.

Источники: 

news.mail.ru

Поделиться

Комментарии

Добавить комментарий