Менять за свой счет! Последние новшества в законодательстве об электросчетчиках расстроят собственников недвижимости

Менять за свой счет! Последние новшества в законодательстве об электросчетчиках расстроят собственников недвижимости

Правительство фактически заморозило реформу, которая переложила ответственность за состояние электросчетчиков с потребителей на энергокомпании. С 1 января 2021 года вступили в силу поправки, которые освободили на два года энергетиков от штрафных санкций, если они не успеют в срок устранить неисправность счетчика. Хотите платить исходя из фактического расхода электроэнергии? Значит, менять прибор учета придется за свой счет.

Кто отвечает за электросчетчики с 1 июля 2020 года

Предыстория вопроса, если вкратце, такова: с 1 июня 2020 года ответственность за счетчики электроэнергии формально была переложена с потребителей на энергокомпании.

Именно энергокомпании (энергосбытовые в многоквартирных домах и сетевые – в индивидуальных частных) теперь стали отвечать за то, чтобы счетчики были исправными, срок их поверки не истек. В случае необходимости они же, энергокомпании, должны провести поверку, отремонтировать или заменить счетчик на новый.

Были установлены и сроки: энергокомпании обязаны провести замену/поверку прибора учета в течение шести месяцев со дня соответствующего обращения потребителя.

Правительство так же установило, что если проблема со счетчиком не будет решена в течение шести месяцев, то плата за свет для потребителя будет снижена на 20%, а если этого не пройдет и еще через четыре месяца – то на 40%. Подразумевалось, что это будет такой штраф для энергокомпании, чтобы та не затягивала дело.

Внедрение штрафов для энергетиков за проволочки со счетчиками отложено на два года

Однако с 1 января 2021 года эти жесткие для энергокомпаний условия были радикально смягчены. Штрафные проценты – снижены. А сам механизм будет запущен постепенно и лишь через несколько лет.

Теперь, если неисправность счетчика не будет устранена в течение шести месяцев, то «скидка» на электроэнергию для потребителя составит:

  • 7% начиная с 1 января 2023 года
  • 14% начиная с 1 января 2024 года
  • 20% процентов стоимости коммунальной услуги по электроснабжению начиная с 1 января 2025 года.

Норма, предусматривающие повышение штрафа, если счетчик остается в неисправном состоянии еще четыре месяца, осталась. В таком случае штраф увеличивается вдвое. Но все это, повторимся, отложено на два года.

Когда должны поставить счетчики в квартирах, где приборы учета отсутствуют?

Еще одно послабление для энергокомпаний касается их обязанности устанавливать счетчики в квартирах и домах, сих приборами учета не оснащенных. Отдельно этот вопрос прописан не был. Но согласно логике изменений в законодательстве, вступивших в силу с 1 июня 2020 года, выходило так, что установить счетчики должны были до конца 2020 года. Чтобы уложиться как раз в те самые шесть месяцев.

Но произошло по-другому. Правительство приняло решение (оно вступило в действие с 1 января 2021 года), что срок установки счетчиков в квартирах и частных домах, где их (счетчиков) не было по состоянию на 1 апреля 2020 года, продлевается до 31 декабря 2023 года. Иными словами, бесплатно счетчики поставят только через три года.

Тем же решением энергокомпании обязали провести поверку счетчиков, где межповерочный интервал истек до 1 апреля 2020 года в срок до 31 декабря 2021 года. То есть фактически, введение в силу нормы о «бесплатной поверке» отложено на год.

Вывод: в ближайшие годы электросчетчики придется менять/поверять за свой счет

Описанные выше новации содержатся в п. 802 «Правил предоставления коммунальных услуг». Ссылка — https://base.garant.ru/12186043/#block_8020

Какое резюме к ним? Приняв достаточно революционное решение переложить ответственность за состояние электросчетчиков с потребителей на энергокомпании правительство, похоже, не смогло отбиться от требований лоббистов, потребовавших отложить реформу. По сути, она заморожена. Ведь никаких штрафных санкций за невыполнение требований по установке/замене счетчиков энергокомпаниям в ближайшие два года не грозит.

Следовательно, энергосбыты и электросети могут попросту игнорировать заявки потребителей.

И если собственник квартиры/частного дома хочет платить по счетчику, то есть по фактическому расходу, а не исходя из предыдущего среднего потребления или по нормативу, то менять счетчик ему в ближайшие два года придется за свой счет.

То же самое можно сказать и о тех потребителях, кто захочет все-таки поставить счетчик в дом или квартиру, до сих пор не оборудованную прибором учета. В ближайшие годы делать это придется за своей счет.

Поделиться

Комментарии

Добавить комментарий

Другие материалы по теме «Счетчики и учет электроэнергии»