Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»

В мае 2013 года правительством РФ принят ряд нормативных документов, вносящих изменения в регулировании сферы водоснабжения и водоотведения. Суть новаций разъясняет главный экономист ЗАО «Юрэнерго» Татьяна Исаева.
Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» привело в соответствие „Основы ценообразования“ в сфере водоснабжения и водоотведения с действующим Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ „О водоснабжении и водоотведении“.
Оно отменяет действие постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» в отношении регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении регулирования тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО постановление Правительства № 520 продолжает действовать.
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 утверждены:
- Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования);
- Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и одоотведения и порядка ведения его учета;
- Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.
Тарифы на воду: основы ценнобразования
Основы ценообразования регулируют установление тарифов в сфере холодного и горячего одоснабжения и водоотведения.
1) в сфере холодного водоснабжения:
- тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
тариф на техническую воду; - тариф на транспортировку воды;
- тариф на подвоз воды;
- тариф на подключение;
2) в сфере горячего водоснабжения:
- тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
- тариф на транспортировку горячей воды;
- тариф на подключение;
3) в сфере водоотведения:
- тариф на водоотведение;
- тариф на транспортировку сточных вод;
- тариф на подключение.
Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения
Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения помимо действующих ранее методов установления тарифов (метод экономически обоснованных расходов и метод сравнения аналогов) предусматривают методы долгосрочного тарифного регулирования:
- метод доходности инвестированного капитала;
- метод индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.
Данные методы направлены на привлечение в сферу водоснабжения и водоотведения частных инвестиций.
Однако, метод доходности инвестированного капитала может применяться только при соблюдении 6 критериев:
1) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке схему водоснабжения и (или) водоотведения поселения или городского округа, на территории которого она осуществляет свою деятельность (в настоящее время указанные схемы активно разрабатываются, но мало где утверждены);
2) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу на долгосрочный период регулирования (утверждение инвестиционной программы возможно только при наличии утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа);
3) регулируемая организация должна подать в орган тарифного регулирования заявление о выборе метода доходности инвестированного капитала;
4) протяженность соответственно водопроводных или канализационных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, должна превышать 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе соответственно водоснабжения или водоотведения;
5) регулируемая организация не должна являться государственным или муниципальным унитарным предприятием;
6) регулируемая организация должна осуществлять свою деятельность по водоснабжению и (или) водоотведению в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.
Основы ценообразования отражают механизм возврата инвестированного капитала. Метод регулирования тарифов определяет регулирующий орган с учетом предложения организации. Рост тарифов ограничен предельными индексами, устанавливаемыми ежегодно ФСТ России. При этом, предельные индексы устанавливаются в среднем по субъекту и в среднем на питьевое водоснабжение и водоотведение.
Дифференциация тарифов на воду
Введенные в действие Основы ценообразования предусматривают дифференциацию тарифов. В сфере горячего и холодного водоснабжения дифференциация может быть по следующим параметрам:
1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения;
2) объемы потребления воды абонентами;
3) соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.
В сфере водоотведения тарифы могут дифференцироваться с учетом следующих параметров:
1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;
2) категории сточных вод:
- жидкие бытовые отходы, поверхностные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые абонентами, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов (ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании и индивидуальные жилые дома;
- сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
- сточные воды, отводимые иными абонентами.
При этом, запрещено устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий абонентов за счет введения тарифов выше этой планки для других. Тарифы рассчитываются с учетом степени достижения целевых показателей деятельности регулируемых организаций.
Тарифы на воду: вводится понятие «Недополученные доходы»
Отдельно регламентировано, как определяется размер инвестированного капитала и рассчитывается норма его доходности. Вводится новое понятие «Недополученные доходы» — доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема поданной воды и (или) принятых сточных вод.
Ранее регулируемые организации пытались включить в тарифную заявку указанные «Недополученные доходы», но в законодательстве не было точного отражения данной позиции. Появляется понятие „Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования“ — расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными ФСТ России либо судом.
Таким образом, если в периоде регулирования возникли непредвиденные расходы, то включить их в тарифную заявку возможно только по решению ФСТ России или суда. Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения содержат порядок согласования с ФСТ России проектов тарифных решений региональных органов регулирования, которые повлекут превышение предельного индекса.
Законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения становится более емким, сложным, сдерживающим необоснованный рост тарифов и нацелено на привлечение инвестиций в данную сферу. Однако, для привлечения инвестиций крайне необходима стабильность принимаемых нормативных и законодательных актов.
Добавить комментарий