Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»

Новое в законодательстве о тарифах на воду: ценобразование, долгосрочное регулирование, дифференциация тарифов и «недополученные доходы»

В мае 2013 года правительством РФ принят ряд нормативных документов, вносящих изменения в регулировании сферы водоснабжения и водоотведения. Суть новаций разъясняет главный экономист ЗАО «Юрэнерго» Татьяна Исаева.

Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» привело в соответствие „Основы ценообразования“ в сфере водоснабжения и водоотведения с действующим Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ „О водоснабжении и водоотведении“.

Оно отменяет действие постановления Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» в отношении регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. В отношении регулирования тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО постановление Правительства № 520 продолжает действовать.

Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 утверждены:

  • Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования);
  • Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
  • Правила определения размера инвестированного капитала в сфере водоснабжения и одоотведения и порядка ведения его учета;
  • Правила расчета нормы доходности инвестированного капитала в сфере водоснабжения и водоотведения.

Тарифы на воду: основы ценнобразования

Основы ценообразования регулируют установление тарифов в сфере холодного и горячего одоснабжения и водоотведения.

1) в сфере холодного водоснабжения:

  • тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
    тариф на техническую воду;
  • тариф на транспортировку воды;
  • тариф на подвоз воды;
  • тариф на подключение;

2) в сфере горячего водоснабжения:

  • тариф на горячую воду (горячее водоснабжение);
  • тариф на транспортировку горячей воды;
  •  тариф на подключение;

3) в сфере водоотведения:

  • тариф на водоотведение;
  • тариф на транспортировку сточных вод;
  • тариф на подключение.

Методы долгосрочного тарифного регулирования в сфере водоснабжения/водоотведения

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения помимо действующих ранее методов установления тарифов (метод экономически обоснованных расходов и метод сравнения аналогов) предусматривают методы долгосрочного тарифного регулирования:

  • метод доходности инвестированного капитала;
  • метод индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Данные методы направлены на привлечение в сферу водоснабжения и водоотведения частных инвестиций.

Однако, метод доходности инвестированного капитала может применяться только при соблюдении 6 критериев:

1) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке схему водоснабжения и (или) водоотведения поселения или городского округа, на территории которого она осуществляет свою деятельность (в настоящее время указанные схемы активно разрабатываются, но мало где утверждены);

2) регулируемая организация должна иметь утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу на долгосрочный период регулирования (утверждение инвестиционной программы возможно только при наличии утвержденной в установленном порядке схемы водоснабжения и водоотведения поселения или городского округа);

3) регулируемая организация должна подать в орган тарифного регулирования заявление о выборе метода доходности инвестированного капитала;

4) протяженность соответственно водопроводных или канализационных сетей, эксплуатируемых регулируемой организацией, должна превышать 10 процентов суммарной протяженности сетей в централизованной системе соответственно водоснабжения или водоотведения;

5) регулируемая организация не должна являться государственным или муниципальным унитарным предприятием;

6) регулируемая организация должна осуществлять свою деятельность по водоснабжению и (или) водоотведению в городах с населением более 500 тыс. человек и городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации.

Основы ценообразования отражают механизм возврата инвестированного капитала. Метод регулирования тарифов определяет регулирующий орган с учетом предложения организации. Рост тарифов ограничен предельными индексами, устанавливаемыми ежегодно ФСТ России. При этом, предельные индексы устанавливаются в среднем по субъекту и в среднем на питьевое водоснабжение и водоотведение.

Дифференциация тарифов на воду

Введенные в действие Основы ценообразования предусматривают дифференциацию тарифов. В сфере горячего и холодного водоснабжения дифференциация может быть по следующим параметрам:

1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем холодного (горячего) водоснабжения;

2) объемы потребления воды абонентами;

3) соответствие качества питьевой воды и горячей воды требованиям, установленным санитарными нормами и правилами.

В сфере водоотведения тарифы могут дифференцироваться с учетом следующих параметров:

1) наличие нескольких технологически не связанных между собой централизованных систем водоотведения;

2) категории сточных вод:

  • жидкие бытовые отходы, поверхностные сточные воды, хозяйственно-бытовые сточные воды, отводимые абонентами, в отношении которых не устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов (ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании и индивидуальные жилые дома;
  • сточные воды, отводимые абонентами, для объектов которых устанавливаются нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов абонентов;
  • сточные воды, отводимые иными абонентами.

При этом, запрещено устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня для одних категорий абонентов за счет введения тарифов выше этой планки для других. Тарифы рассчитываются с учетом степени достижения целевых показателей деятельности регулируемых организаций.

Тарифы на воду: вводится понятие «Недополученные доходы»

Отдельно регламентировано, как определяется размер инвестированного капитала и рассчитывается норма его доходности. Вводится новое понятие «Недополученные доходы» — доходы регулируемой организации, не полученные в предыдущие периоды регулирования в связи со снижением объема поданной воды и (или) принятых сточных вод.

Ранее регулируемые организации пытались включить в тарифную заявку указанные «Недополученные доходы», но в законодательстве не было точного отражения данной позиции. Появляется понятие „Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов в предыдущие периоды регулирования“ — расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными ФСТ России либо судом.

Таким образом, если в периоде регулирования возникли непредвиденные расходы, то включить их в тарифную заявку возможно только по решению ФСТ России или суда. Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения содержат порядок согласования с ФСТ России проектов тарифных решений региональных органов регулирования, которые повлекут превышение предельного индекса.

Законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения становится более емким, сложным, сдерживающим необоснованный рост тарифов и нацелено на привлечение инвестиций в данную сферу. Однако, для привлечения инвестиций крайне необходима стабильность принимаемых нормативных и законодательных актов.

Поделиться

Комментарии

Добавить комментарий