Дом подключен от частной подстанции: как узаконить электроснабжение?

Дом подключен от частной подстанции: как узаконить электроснабжение?

Ситуация: дом был подключен к электросетям от частной подстанции. Официального договора нет, за свет собственник дома расплачивается с хозяином подстанции чуть ли не наличными. И по ценам, намного выше официальных тарифов. Ситуация кажется абсурдной, но, как показывают вопросы от посетителей ЭнергоВОПРОС.ру, встречается достаточно часто. Как можно в таком случае легализовать потребление электроэнергии, получить нормальный договор энергоснабжения со сбытовой компанией и платить электричество по официальному тарифу? Попробуем разобраться.

Частная подстанция (ЛЭП): каковы обязанности собственника и права потребителя?

Начнем с главного: с действующего законодательства. Ст. 4 закона № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусматривает, что услуги по передаче электроэнергии отнесены к естественно-монопольным видам деятельности. Оказывать такие услуги имеют право компании, которые имеют статус «территориальной сетевой организации» (ТСО).

Взимать денежные средства сетевые организации могут лишь по тарифу, которые утверждает для каждой ТСО уполномоченный государственный орган. Обычно это орган исполнительной власти региона, отвечающий за тарифную политику. В Москве, например, это департамент экономической политике. В Московской области — областной комитет по ценам и тарифам.

Чтобы получить статус сетевой организации и утвердить тариф на передачу электроэнергии, много чего необходимо. Начать с того, что организация, претендующая на статус сетевой должна иметь в собственности (или распоряжаться на ином законном основании) подстанциями мощностью не менее 10 МВт и линиями электропередачи длинной не менее 15 км, присоединенных к ним. См. «Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям» (утв. постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2015 г. №184). Ссылка — https://base.garant.ru/70882156/#block_1000

Таким образом, юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные лица, владеющие сетевыми объектами (линиями электропередач и подстанциями) автоматически статус ТСО не получают. Соответственно, тариф на передачу электроэнергии для них не утверждается. Взимать денежные средства за услугу по передаче электроэнергии они права не имеют.

И если собственник небольшой по мощности трансформаторной подстанции (скажем, 500 кВт) и ЛЭП, длинной метров 500-600, берет с хозяев объектов, подключенных к его инфраструктуре, деньги за передачу электроэнергии какую бы формулировку это не оборачивалось), то делает он это незаконно. Это, во-первых.

Во-вторых, в законодательстве содержится норма, недвусмысленно запрещающая собственникам объектов электросетевой инфраструктуры препятствовать перетоку электроэнергии через принадлежащие им объекты. Это требование содержится в п.6 «Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказанию этих услуг», ссылка — https://base.garant.ru/187740/#block_1000.

Если собственник электросетевого оборудования все-таки ограничивает переток электроэнергии (попросту говоря, отключает электричество), то действия его квалифицируются как «самоуправство», ст. 19.1. КоАП РФ. В таком случае собственник частной подстанции/ЛЭП может быть оштрафован. А главное (учитывая, что штраф будет небольшим) надзорный орган данном случае – прокуратура) выпишет предписание, которым обяжет виновника отключения восстановить энергоснабжение. Неисполнение предписания ведет к дальнейшим штрафам, а в перспективе – суду и принуждению к исполнению решения прокурора уже с помощью судебных приставов.

Таким образом, собственник небольшой по мощности частной подстанции

  1. не может получить статус сетевой организации
  2. не вправе препятствовать перетоку электроэнергии через свой объект.

Если хозяин ТП действует в правовом поле, то у нет просто нет легальных возможностей взимать средства с подключенных через его подстанцию потребителям.

Но есть нюанс. Все описанное выше работает, если подключенный через частую подстанцию потребитель имеет договор энергоснабжения с поставщиком электроэнергии и оплачивает этой электроснабжающей организации плату за свет. Т.е. существует официально.

В таком случае, если ему отключат свет, такой потребитель может предпринять официальные действия. Написать заявление в прокуратуру, антимонопольную службу, жилищную инспекцию. С практически 100% вероятностью виновника отключения накажут.

Но возможен вариант, когда электроснабжение осуществляется без каких-либо договорных обязательств. Собственник подстанции деньги берет наличными, энергосбытовая организация никак в процессе не участвует. Иными словами, мы приходим к ситуации, которая описана в начале статьи. Когда подключение к частной подстанции было осуществлено, что называется, неофициально.

Что в такой ситуации нужно делать? Ответ очевиден – легализовать подключение.

Как собственнику частного дома легализовать подключение от частной подстанции?

Конечно, в каждом конкретном случае — свои нюансы, но, если говорить в целом, могут быть следующие способы решения проблемы:

  1. официально оформить имеющееся подключение
  2. подать заявку на новое подключение
  3. изменить схему подключения через новую точку

Разберем эти варианты по порядку.

Самый очевидный, конечно, это узаконить существующее подключение. Что для этого нужно? Подписать с собственником подстанции и/или линии электропередачи акт о технологическом присоединении, а так же акт разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.

Собрав эти документы и установив прибор учета на границе зон ответственности, собственник объекта, подключенного через частную ЛЭП, подает заявку местному гарантирующему поставщику Московской области, например, это Мосэнергосбыт), на заключение договора энергоснабжения.

После того, как договор будет заключен, а счетчик, установленный на границе – опломбирован, потребитель будет оплачивать электроэнергию по официальному, установленному для населения данного региона тарифу. При этом собственник подстанции потеряет какую-либо возможность навязывать дополнительные платежи, равно и отключить/ограничить электроснабжение.

Сложность здесь, однако, в том, что для успешной реализации «проекта» необходимо содействие собственника частной подстанции. Без желания с его стороны сложно будет добиться подписания необходимых документов. А без них не получится заключить договор энергоснабжения.

Вариант второй – новое подключение. Если собственник частной подстанции на сотрудничество идти не желает, можно попробовать присоединиться к «большой» электросети. Если ЛЭП электросетевой организации проходит не далее 500 метров в сельской местности и 300 метров – городской, то подключение 15 кВт обойдется в 550 рублей. Плюс расходы на кабель, вводной щиток и еще по мелочам, всего – не больше десяти-пятнадцати тысяч рублей.

Начать стоит с изучения ситуации на местности, а есть ли рядом такая линия? Если есть, и она не высоковольтная (признаки – очень высокие опоры, по ним проходят три-четыре кабеля на мощных изоляторах), а обычная, «деревенская», с напряжением 0,4 кВ, то нужно выяснить какой сетевой организации она принадлежит. Эти данные обычно указываются на трансформаторной подстанции, от которой запитана линия электропередачи. По этому названию легко найти сайт компании и через «Личный кабинет» подать заявку на тех. присоединение. В крайнем случае, можно обратиться в местную администрацию с официальным запросом. В течение 15 дней они обязаны будут дать информацию о собственнике ближайшей к вам ЛЭП (п. 8.3. Правил технологического присоединения, ссылка — https://base.garant.ru/187740/#block_400083)

Сложность же здесь такая: согласно действующему законодательству, присоединение имеет однократный характер. Если сеть будет иметь свидетельства того, что объект заявителя уже был подключен к сетям, то в заявке будет отказано.

Свидетельства этим могут быть визуальные: в ходе осмотра будет обнаружено, что к дому ведет кабель. Либо документальные: собственник частной подстанции, подключаясь к сетям, например, указал, что подключение осуществляется, в том числе, и для организации энергоснабжения объектов на вашем участке. И это нередкий случай, если речь идет о коттеджных поселках.

Наконец, третий вариант – смена точки присоединения. Если сети отказывают в новом подключении, указывая, что объект уже опосредованно подключен через частную подстанцию, потребитель имеет право сменить точку присоединения. О наличии у потребителя такого права говорится в п. 2 «Правил технологического присоединения». Ссылка — https://base.garant.ru/187740/#block_4002

К сожалению, в деталях процедура смены точки присоединения в нормативных документах не прописана. Говорится лишь, что смена точки (точек) присоединения — один из видов тех.присоединения, «не влекущих пересмотра величины максимальной мощности, но изменяющих схему внешнего электроснабжения ранее присоединенных энергопринимающих устройств».

Соответственно, можно исходить из того, что потребитель в случае намерения изменить точку присоединения, должен действовать в обычном порядке:

  • подать в сетевую компанию заявку на тех. присоединение в виде смены точки присоединения
  • сетевая организация обязана в 20-дневный срок предложить проект договора тех. присоединения и технические условия к нему
  • потребитель должен их согласовать
  • в течение шести месяцев (если речь идет о физическом лице и мощности до 15 кВт), должно быть произведено физическое подключение

Хотя, еще раз повторимся, в деталях процедура смены точки присоединения в нормативных документах не прописана. И это главная проблема, если рассматривать этот вариант решения проблемы с подключением к электросетям через частную подстанцию.

Поделиться

Комментарии

Добавить комментарий