Заставляют платить за свет по счетчику на столбе. Можно ли отказаться?

Заставляют платить за свет по счетчику на столбе. Можно ли отказаться?

Ни с того ни с сего, как обычно «рано утром, без объявления войны», собственника частного дома настигает очередного «бедствие». Теперь он должен расплачиваться за свет не по своему счетчику, а по новому прибору учета, который установлен электросетевой компанией на ближайшем столбе.

С одной стороны, у нового положения вещей есть несколько «плюсов». Счетчик ставят сами энергетики и за свой счет. Они же отвечают за его техническое состояние, в том числе, например, следят за сроками проведения поверок. Сами снимают показания, причем происходит это в автоматическом режиме, каждый месяц вовремя.

Однако есть «минус», который перекрывает все «плюсы». Нередки случаи таких обращений только ЭнергоВОПРОС.ру за последние годы получил с десяток), когда показания счетчика на столбе оказываются намного выше, чем показания счетчика в доме. Энергетики в ответ на просьбу разъяснить, в чем причина, намекают, а то и прямо утверждают, мол, причина в воровстве электроэнергии. Но собственник ведь точно знает, никаких «левых» подключение у него нет…

И вот вопрос: как действовать хозяину дома в такой ситуации? Можно ли по-прежнему продолжать использовать свой старый счетчик, отказавшись от навязанного энергокомпанией способа учета электроэнергии? Разберемся на конкретном примере.

Судебная война по поводу счетчика на столбе

История жителя Новосибирска, собственника частного жилого дома Маркеева А. И., как можно ее понять из материалов нескольких судебных разбирательств, такова.

В июне 2018 года, оплачивая электроэнергию через «Сбербанк Онлайн», собственник дома обнаружил, что в платежной системе содержатся не те показания счетчика, которые он передавал своему поставщику электроэнергии, АО «Новосибирскэнергосбыт». А какие-то другие, заметно большие.

В тот же день житель Новосибирска обратился в энергокомпанию с требованием разъяснить, почему в его лицевом счете появились другие цифры? В ответ сбыт уведомил его о том, что теперь расчет потребления производится исходя из показаний прибора учета РиМ 489.02, который был установлен на ближайшей к дому потребителя опоре ЛЭП. Что поставила его компания «АО „Региональные электрические сети“ (РЭС). И что если за май 2018 года задолженность потребителя составляла, исходя из данных нового счетчика, 1872 рубля, то за июнь уже 3154 рубля.

С требованием энергетиков платить за электричество исходя из показаний счетчика на столбе хозяин дома не согласился. Ведь счетчик в его доме был заменен всего несколько лет назад и поставил его представитель все того же «Новосибирскэнергосбыта». Так почему он «вдруг» перестал устраивать энергосбыт?

Добиваться своего житель Новосибирска решил в судебном порядке. Он подал в Заельцовский райсуд Новосибирска заявление, в котором потребовал от «Новосибирскэнергобыта» и РЭС использовать для расчетов электроэнергии счетчик, находящийся в его доме.

Одновременно хозяин дома обратился в областную жилищную инспекцию, попросив ее предотвратить начисление платы за электроэнергию исходя из показаний нового счетчика.

Первой отреагировала жилинспекция. Надзорное ведомство провело проверку, в ходе которой выяснилось, что счетчик, установленный в доме заявителя действительно исправен, срок его поверки не истек, документов, подтверждающих перевод на оплату исходя из показаний нового счетчика на столбе, потребитель не подписывал. Исходя из этого, жилищная инспекция выставила АО «Новосибирскэнергосбыт» предписание возобновить расчет платы за электроэнергию исходя показаний счетчика, установленного внутри дома.

Однако в суде свою позицию житель Новосибирска защитить не смог. Основное его требование сводилось к тому, чтобы признать незаконным ввод в эксплуатацию счетчика на столбе. Обосновывалось оно тем, что никаких документов он на этой счет не подписывал, согласия не давал.

Однако суд принял во внимание, тот факт, что электросети дважды уведомляли потребителя о времени «процедуры ввода в эксплуатацию». После того, как оба раза потребитель проигнорировал уведомление, прибор учета был введен в эксплуатацию в одностороннем порядке. Эти действия суд признал законными.

Свою позицию суд поддержал ссылкой на п. 152 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» (утв. постановлением прав-ва от 4 мая 2012 г. №442, ссылка на документ https://base.garant.ru/70183216/), в котором описывается процедура ввода прибора учета в эксплуатацию.

Хотя правильнее было сослаться на п. 154 «Положений», где прямо говорится:

… В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа (там перечислен и собственник «энергопринимающего устройства» — ЭнергоВОПРОС.ру), которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска. Лицо, составившее акт допуска прибора учета в эксплуатацию, обязано в течение 2 рабочих дней со дня проведения такой процедуры направить копии такого акта лицам из числа лиц, указанных в пункте 152 настоящего документа, не явившимся для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию…

В целом же суд по этому аспекту дела суд пришел к выводу, что

«… Действующим законодательством не предусмотрена установка прибора учёта электроэнергии в присутствии или с согласия потребителя, прибор учёта установлен в зоне балансовой принадлежности сетевой организации и за счёт средств сетевой организации…».

Наконец, судом были приняты во внимание данные относительно разницы в показания счетчика внутри дома и счетчика на столбе, которые были представлены представителями энергокомпания. Разница действительно выглядит ощутимой:

Период Расход электроэнергии, заявленный абонентом, кВт.ч. Расход, исходя из показаний счетчика на столбе, кВт*ч Разница, кВт*ч
Октябрь 2017 147 2 921,82 2 774,82
Ноябрь 2017 152 7 434,43 7 282,43
Декабрь 2017 147 16 285,63 16 138,63
Январяь 2018 149 12 272,09 12 123,90
Февраль 2018 130 503,07 373,07
Март 2018 159 448,12 289,12
Апрель 2018 66 425,65 359,65

И это стало еще одним аргументов против собственника частного дома.

В итоге, суд отверг все аргументы истца и разрешил энергосбыту продолжать начисления платы за электроэнергию исходя из показаний счетчика на опоре. Полностью текст решения можно посмотреть на сайте суда.

Житель Новосибирска пытался оспорить это решение в апелляционной инстанции. Но его жалоба была оставлена без удовлетворения.

В свою очередь АО «Новосибирскэнергосбыт» подала иск в областной арбитражный суд к жилищной инспекции, которая, как мы помним, поддержала собственника частного дома в его «войне» с энергетиками. Суд состоялся чуть позже, чем описанное выше разбирательство. Аргументы энергосбыта и сетей остались теми же. Они были восприняты судом и на этот раз. Итог: жилищную инспекцию обязали отменить выданное энергосбыту предписание использовать старый счетчик. Решение суда доступно по этой ссылке

Счетчик на столбе: как все-таки держать под контролем свое потребление?

Как видим, попытка в судебном порядке опротестовать перевод потребителя на оплату электроэнергии исходя из показаний счетчика на столбе окончилась неудачей. В данном случае собственник пошел по ошибочному пути, пытаясь отталкивать о того, что счетчик нельзя ввести в эксплуатацию без его (собственника) участия. Но, нет. Действующее законодательство это разрешает.

Возможно, есть другие путь защиты позиции потребителя. Например, настаивать на невозможности изменения условий договора энергоснабжения без согласия потребителя, а место расположения прибора учета – одно из таких условий. И, возможно, эти аргументы и судебная практика окажется в пользу потребителя. Мы будет следить за этим.

Но с другой стороны, а стоит так бороться именно за «свой» счетчик? Разве не будет правильнее удостовериться в том, что корректно работает прибор учета, установленный на опору? Это более реалистичная цель.

Действующее законодательство дает право потребителя потребовать проведение инструментальной проверки прибора учета, чрез который он подключен к электросетям. Норма эта сформулирована в 173 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии» в следующем виде:

Основанием для проведения внеплановой проверки приборов учета является:

полученное от потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)) которого непосредственно или опосредованно присоединены к сетевой организации, заявление о необходимости проведения внеплановой проверки в отношении его точек поставки

Иными словами, если потребитель сомневается в корректности данных счетчика, который принадлежит электросети и установлен на опоре, он имеет полное право обратиться в сетевую компанию с заявлением с требованием провести инструментальную проверку прибора учета.

Правда, проводить ее будет, согласно все тому же п. 173 «Основных положений» не независимый эксперт, а все та же электросетевая компания, она же — собственник прибора учета. Теоретически, конечно, ее можно сразу же заподозрить в необъективности. Что сбои в работе прибора учета энергетики не очень-то и мотивированы выявлять…

Но, по крайней мере, у потребителя есть право присутствовать при проведении проверки и лично проконтролировать, что она была проведена.

Поделиться

Комментарии

Добавить комментарий