Новое в разделах

Заставь меня платить по счетчику

Тепло / Счетчики и учет тепла
24.11.2010
Заставь меня платить по счетчику

Первостепенная задача государства – сделать так, чтобы обычные потребители, такие как мы с вами, не только установили счетчики на воду и тепло, но начали по ним платить. Даже если нам это будет невыгодно.

Взмах волшебной палочки

Как часто мы, россияне, живущие в начале XXI века, мечтаем получить в свое распоряжение волшебную палочку. Возникла у нас какая-то проблема, взмахнули палочкой, и она разрешилась ко всеобщему удовольствию. И в области энергосбережения нередко способы решения проблем, используемые нами, иначе как попытками махать такой палочкой не назовешь. Более десятка лет, с середины 90-х годов, отечественные и зарубежные специалисты в области энергосбережения убеждали народ, населяющий великую страну – Россию, и его «слуг» – чиновников всех уровней, в том, что, не установив счетчик воды, или тепла, или газа, или электроэнергии, не следует ожидать рачительного использования энергоресурсов. Под энергосбережением следует понимать именно рачительное использование ресурсов. Экономить или не экономить ресурсы – это право каждого потребителя, и он сам решает, нужно ему экономить или нет.

Именно поэтому корректно говорить не об экономии ресурсов, а о рациональном, рачительном, или оптимальном их потреблении. Государство не вправе заставить гражданина что-то экономить: колбасу, бензин или горячую воду. Государство и общество, если, конечно, заинтересованы, имеют право стимулировать граждан и предприятия экономить тот или иной ресурс путем изменения правил пользования ресурсом, путем изменения налогов и т.д. Специалисты знакомы с аксиомой: нельзя сэкономить то, что не учтено. Значит, если нет учета, причем объективного (приборного), не зависящего от отдельного субъекта, то и нельзя ожидать от потребителя и уж, конечно, от производителя ресурсов действий по их экономии, тем более действий, которые требуют определенных знаний, усилий и затрат. И вот наконец-то специалисты убедили всех в необходимости установки счетчиков. Новый Закон №261 «Об энергосбережении…» обязывает всех установить счетчики.

В разных городах и регионах страны в срочном и массовом порядке разрабатывают программы и устанавливают счетчики воды и тепла. Ура, вот она, та волшебная палочка, которая приведет нас к эффективному потреблению энергоресурсов – подумали ответственные руководители и взмахнули ею. Экономия или ответственность? Установка счетчиков началась не вчера, и многие руководители городов, анализируя данные о потреблении в городе ресурсов, с удивлением узнают, что после установки счетчиков экономия если и есть, то неожиданно малая. Как же так? Вложили средства, установили счетчики, а экономии нет. Ошибка кроется в том, что и многие руководители, и большинство граждан искренне убеждены – установка счетчика ведет к экономии.

На самом деле экономия возможна только в одном случае: если поставщик ресурсов выставлял потребителю счет за большее количество ресурсов, чем потребитель потреблял, то есть относил на потребителя потери по трассам и т.д. Удивительно, но сегодня, в отличие от начала 90-х годов, основные потери ресурсов происходят уже не при их производстве и транспортировке, а при потреблении, то есть у конечного потребителя. Большое количество российских производителей ресурсов, несмотря на сложности 90-х годов, серьезно и эффективно поработали над внедрением новых технологий и материалов, получая реальные результаты, т.е. снижение потерь как при производстве, так и при транспортировании ресурсов. И сегодня, повторюсь, основные причины нерационального потребления ресурсов кроются в нерациональном их использовании конечным потребителем. Вообще-то цель реформы ЖКХ России следует обозначить как «необходимость появления у каждого унитаза в нашей стране собственного хозяина».

Мне приходилось анализировать показания приборов учета тепла, горячей и холодной воды в различных городах, от источников до жилых домов и квартир. Анализ потребления ресурсов, объективное (приборное) сведение балансов между их производством, транспортированием и потреблением позволили четко понять, где нерационально используются ресурсы. Более чем в 30% жилых многоквартирных домов были обнаружены утечки через «бегущие» унитазы и смесители, составляющие более 20% общего потребления ресурсов. Обратите внимание, что этими десятками процентов ресурсов в принципе никто не пользовался: бежит себе вода из бочка унитаза, в среднем этак литров 30 в час, соответственно 720 литров в сутки. При этом разумное, а тем более нормативное потребление воды жильцами этой квартиры (3 человека), не должно превышать 500 литров. То есть такая семья потребляет вместо 500 литров за сутки более тысячи. Как вы думаете, эта семья заинтересована в установке счетчика на воду? Счетчика, который покажет, что платить надо в два раза больше. Или, может быть, этой семье интересно срочно отремонтировать свой унитаз? Зачем, он ведь работает, свою функцию выполняет, а что много воды уходит, так ведь за нее платить не надо. Так вот, если мы организовали объективный (приборный) учет на вводе в жилой дом, то следует сделать анализ и, возможно, как в случае, который я только что описал, провести первое мероприятие – отыскать в этом доме текущие унитазы.

Понятно, что в существующей сегодня системе управления ЖКХ поиск текущих унитазов никому не нужен. Владельцу квартиры, который оплачивает потребленный ресурс по норме потребления, совершенно необязательно ремонтировать унитаз. Управляющей компании (ЖЭКу), которая обслуживает этот дом, тоже нет никакой необходимости его искать и ремонтировать, а поставщик ресурсов (воды) будет только рад тому, что у него купят больше товара (воды), на следующий год он просто поставит вопрос об увеличении в городе нормы потребления воды на одного человека. Так в принципе сегодня вы- глядит ресурсоснабжение в ЖКХ большинства российских городов: никому ничего беречь не надо, и уж тем более нет никакой персональной выгоды от сбережения. Можно привести и другой пример того, как контролируется работа УК со стороны администрации в большинстве городов. Нет жалоб от жильцов – значит, хорошо работает УК. Но ведь никто не пожалуется на «перетоп» – превышение температуры в квартире, скажем, на 2°С.

Для справки, в условиях Москвы такой «перетоп» приводит к дополнительному потреблению тепловой энергии на 5–7%. Смею утверждать, что установка счетчика должна приводить не к экономии ресурсов, а следовательно, и денег, а к тому, чтобы собственнику дома или нанятому им исполнителю стало очень выгодно починить текущий унитаз. Иными словами, именно установка счетчика позволяет создать условие, при котором у унитаза появляется хозяин. И если соблюдается второе необходимое условие ресурсосбережения – оплата за потребленный ресурс на основе показаний счетчика, то хозяин начнет следить как минимум за правильностью работы унитаза. Он, скорее всего, примет решение о замене унитаза на современный, который, не менее эффективно выполняя свою основную функцию, расходует для этого в два раза меньше воды. Всем по справедливости Счетчик также является инструментом социальной справедливости, так как только наличие счетчика позволяет физическому или юридическому лицу оплачивать ровно столько ресурсов, сколько он потребил. Ну а рассчитываться за потребленный ресурс – это его обязанность как потребителя. Никому из разумных руководителей электрических сетей не приходит в голову позволить потребителям рассчитываться за электрическую энергию без счетчиков, потому что по собственному опыту знают: как только убирается электросчетчик, люди перестают пользоваться выключателями (какой смысл выключать лампочку, если через пять минут, через час или завтра ее снова надо будет включать). Проработав в отрасли учета почти два десятка лет, первый счетчик воды я установил в своей квартире еще в 1993 году.

Многие подумают, что я тогда же побежал в ЖЭК с требованием начать вести расчеты за потребленную мною воду по его показаниям. Ничего подобного, я не враг сам себе! Узнав из показаний счетчика, что моя семья потребляет воды больше, чем по нормативу, пойти и потребовать, чтобы мне увеличили счета на оплату, – это сродни шизофрении. А начать экономить воду… Ну, а зачем мне это надо? Сегодня по счетчикам желает рассчитываться только та часть населения, которой надо экономить деньги, и они готовы для этого ограничить себя в потреблении ресурсов. Значительная же часть населения, так же как и моя семья, не горит желанием ограничивать себя в потреблении ресурсов (ведь так мы превратимся в немцев, это они все экономят), но и желания платить завтра больше, чем сегодня, у нормальных россиян, естественно, не возникает. Жильцы должны стать хозяевами своих домов и сами решать проблемы эксплуатации жилья. Например, установить общедомовые счетчики и самостоятельно контролировать их показатели.

Наше государство обязано заставить платить таких потребителей, как моя семья, по показаниям счетчика, это будет справедливо по отношению ко всем другим потребителям. Конечно, лично я от такой справедливости проиграю в любом случае – либо стану платить больше, либо вынужден буду начать ограничивать потребление ресурса, экономить. Но разве не это нашему обществу надо – сбережение ресурсов и социальная справедливость?

Необходимые шаги

Сегодня во многих городах России выделяются большие средства на установку счетчиков учета тепла и воды. В основном счетчики ставятся на вводе в жилой дом. Руководители городов совместно с депутатами, утверждающими бюджетные затраты на установку счетчиков, искренне надеются на получение соответствующего экономического эффекта, уверены, что установка счетчиков приведет к снижению платы за потребленные тепло и воду – их в этом постоянно убеждают специалисты предприятий, которые продают и устанавливают счетчики. Однако эти руководители через год-другой с удивлением обнаруживают, что экономического чуда не происходит. Они забывают, что специалисты, во всяком случае, ответственные и грамотные, говорили, что установка счетчиков – это только первый шаг в деле энергосбережения, но не единственный, хотя и, безусловно, обязательный.

Не сделав этот шаг, не организовав объективный (приборный) учет, мы не получим необходимое условие, которое позволит определить следующие эффективные шаги в деле энергосбережения. Это могут быть, как в примере с унитазом, поиск текущих кранов или несанкционированных теплых полов на ГВС у отдельных «продвинутых» жителей, либо установление и устранение несоблюдения температурных графиков путем монтажа соответствующей автоматики и др.

Типичная ошибка, которая мешает получить желанное снижение потребления ресурсов в масштабах города, заключается в том, что, определив, как сделать первый шаг, руководители городов часто не создают необходимых условий для второго и последующих шагов. Установив счетчики на вводе в дом, но не изменив системы оплаты, которая должна привести к появлению стороны, заинтересованной в снижении потребления ресурсов, не следует ожидать появления экономии. А способов создать необходимые условия вообщето всего два. Первый всем понятен и привычен. Сама администрация должна контролировать потребление ресурсов в разных домах. Определять, в каких домах потребление выше, и для них разрабатывать, утверждать и финансировать мероприятия, которые должны приводить к снижению потребления ресурсов, а потом контролировать достижение запланированных параметров по ресурсопотреблению.

Почему это должно быть заботой администрации? Потому что больше это никому не надо. Способ этот весьма популярен. Считается, что он позволяет держать «руку на пульсе», и именно его применяют в большинстве городов. Второй способ, который распространен во всем мире и о котором хорошо выразился мэр города Малоярославца В.Г. Жадьков: «Я хочу, чтобы по вопросам ЖКХ жители города перестали обращаться ко мне». Как это ни странно, для того чтобы пойти по этому пути, достаточно выполнить требования Жилищного кодекса РФ. Создать условия, при которых появятся стороны, заинтересованные в энергосбережении, или, как я уже выражался, у каждого унитаза появится хозяин.

К сожалению, руководителей городов, которые не боятся (именно не боятся) сделать все для выполнения требований Жилищного кодекса, в нашей стране немного. Что требует Жилищный кодекс в сфере управления так называемым жилищно-коммунальным хозяйством города? Жители домов должны стать их хозяевами и сами решать проблемы эксплуатации жилья. Сами, без посторонней помощи должны выбирать управляющие компании, начать разбираться, почему это в их доме потребление воды и тепла больше, чем в соседнем, и что они могут сделать для снижения этого потребления. Естественно, что жители – граждане России, которых последние десятки лет отучали управлять своим домом, прививали им иждивенческие настроения, не могут сразу стать хозяевами. К тому же бывшие ЖЭКи и ДЭЗы, справедливо опасаясь за свое будущее, боясь не выдержать конкуренции с частными управляющими компаниями, всячески стараются запугать жильцов: мол, не получите денег на ремонт дома, придут аферисты и непрофессионалы, то есть всеми силами стараются сохранить существующее положение дел.

Основная задача администрации в этой ситуации – поддерживать инициативных жильцов, проводить разъясни- тельную работу среди населения, создавать условия для конкуренции среди управляющих компаний, обещать и оказывать финансовую поддержку домам, которые будут эффективно управляться. Очень важно определить и контролировать критерии эффективности управления домами. Почти в каждом городе есть очень хорошие программы: «Лучший двор», «Лучший дом», почему бы не добавить к этим программам «Самый энергоэффективный дом города» и оценивать дома в городе по количеству потребленной воды и тепла из расчета на одного жителя дома. Уверен, нам, россиянам, удастся самоорганизоваться, удастся создать хозяина в каждом жилом доме. Хозяина, который заинтересован в эффективном управлении, в снижении потребления ресурсов, в грамотной эксплуатации наших домов. А администрации городов в этом случае смогут сосредоточиться на других, не менее важных городских проблемах, хотя бы на эффективном управлении дорожным движением, новом строительстве и др.

Появившиеся в домах хозяева довольно быстро научатся нанимать те компании, которые будут не просто устанавливать счетчики или менять стояки отопления, а подходить к решению проблем комплексно: учет не ради учета, а учет ради эффективного потребления ресурсов. А мы, граждане России, в этом случае получим в своих городах и домах то, что должны, и то, что давно хотели – качественные коммунальные услуги за разумные деньги.

Текст: Игорь Кузник, эксперт в области организации учета и автор нескольких книг об энергоэффективности

Источник: журнал «Новая генерация», сентябрь 2010

Отправить:

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Введите защитный код