Новое в разделах

Плата за отопление в С.-Петербурге: как решить «горячий» вопрос? Или о переходе на прямые договора с поставщиками тепла

Тепло / Отопление, теплоснабжение - оплата
05.12.2014

Автор: Специалист УК ПромИнвест

Плата за отопление в С.-Петербурге: как решить «горячий» вопрос? Или о переходе на прямые договора с поставщиками тепла

Отопительный сезон из года в год – самое слабое место в коммунальном организме. Помимо изношенных тепломагистралей, перебоев с отоплением, которое для наших северных широт является жизненно важным ресурсом, массу нареканий вызывают суммы, которые собственники видят в своих квитанциях на квартплату.

Как рассчитывается плата за отопление? Непростая головоломка

Система взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями (РСО, поставщики тепла, воды, электроэнергии), управляющими организациями и конечными потребителями настолько запутана, что часто даже элементарная задача превращается в сложную головоломку, которая отнимает много сил и времени.

Собственники не понимают, как начисляется плата за отопление и горячее водоснабжение (ГВС) и откуда возникают доначисления. РСО вынуждены взыскивать недоимки у управляющих организаций через суд. Последние – а в Петербурге это преимущественно Жилкомсервисы, сокращенно — ЖКС, никак не могут влиять ни на суммы в квитанциях, ни на технические параметры предоставляемых РСО услуг. Они выполняют лишь одну сомнительную и неэффективную функцию – роль ответчиков и перед РСО, и перед жителями.

В итоге денежные средства, оплаченные жителями управляющим организациям на проведение ремонта домов, уходят в счет оплаты не до конца ясно как сформировавшихся долгов перед монополистами – РСО. Проблема с созданием четкой, прозрачной системы взаимоотношений потребителей и поставщиков ресурсов – общая для всей страны. Почему же с теплом всегда все не просто? Есть ли решение?

Плата за отопление: кто за что отвечает?

Прежде всего, попробуем разобраться, кто какие функции в этой системе исполняет.

Жилкомсервис – снимает показания с общедомовых приборов учета. Сформированный отчет отправляет в РСО для сверки и в ГУП «ВЦКП» (расчетный центр коммунальных платежей в С.-Петербурге) для выставления квитанций населению. Отвечает перед РСО за задолженности населения по оплате ресурсов. Является посредником между населением и РСО в случае некачественного предоставления услуги;

«ВЦКП» — принимает у ЖКС отчеты по узлам учета до 26 числа отчетного месяца, формирует квитанции для населения, 1 числа месяца, следующего за отчетным, передает квитанции для распространения среди собственников;

РСО – предоставляет ресурс (тепло или горячую воду) населению, отвечает за работу тепломагистралей, также – по итогам отчетного месяца, после проверки отчетов, снятых с узлов учета, выставляет Жилкомсервису корректированные счета с доначислениями за потребленное населением тепло, с учетом уже проверенных теплоэнергетиками данных;

НАСЕЛЕНИЕ – оплачивает услуги РСО. Предъявляет Жилкомсервису претензии за некачественно осуществленные услуги и заявления на перерасчет.

Жилкомсервис – посредник при оплате тепла

В то время как «Ленэнерго» или «ПетербургГаз» взаимодействуют с населением напрямую, теплоснабжающие организации работают через посредника — жилкомсервисы.

С одной стороны, это может показаться удобным – ведь в случае взыскания задолженности РСО подает ОДИН иск — к жилкомсервису, на энную сумму, а не сто тысяч исков к каждому конкретному физическому лицу. То есть работы по взысканию задолженностей, очевидно, требуют меньших трудозатрат.

НО! РСО указывают жилкомсервисам на то, что счета, выставленные населению, не соответствуют фактически потребленным ресурсам. Поэтому ресурсники делают доначисления жилкомсервисам. Формируются задолженности, начинаются суды. Коммунальщики эти суды зачастую проигрывают. И обязаны возместить РСО понесенные убытки из средств, собираемых жилкомсервисом, то есть из тех средств за текущий ремонт и обслуживание территорий, которые жители оплачивают ЖКС по розовым квитанциям.

Несовершенство действующей в Петербурге схемы оплаты за отопление

Эксперты единогласно отмечают несовершенство системы взаимодействия РСО и жителей, и предлагают новые схемы работы. В Жилищном кодексе и Постановлении №354 один из важнейших пунктов — это возможность для собственников переходить на прямые договоры с РСО. Поможет ли эта система? Какие бонусы получат горожане?

Причина 1:

До 1 сентября 2012 года по договору с Жилкомсервисом РСО предоставляло жителям ресурс – отопление или ГВС. Ресурс «взвешивался» в котельных, и жилкомсервисы по итогам отчетного месяца получали счета за потребленные жителями тепло или горячую воду. В счетах было указано — сколько гигакалорий было потрачено, и рассчитана, в соответствии с установленными государством тарифами, итоговая стоимость.

Тогда еще узлы учета не были установлены в наших домах. И по законам РФ жилкомсервисы были обязаны выставлять жителям счета не за потребленный ресурс, а за УСЛУГУ «отопление», в соответствии с нормативами и стоимостью, установленными комитетом по Тарифам.

Между суммами в квитанциях жителей и фактически потребленным ресурсом не существовало никакой логической связи. Строка «отопление» или «ГВС» не зависела от того, сколько реально тепла или горячей воды потребили собственники в доме.

Именно этот факт стал причиной образования многомиллиардных задолженностей жилкомсервисов перед РСО.

Следует сказать, что сегодня, благодаря 354 Постановлению Правительства РФ, эта причина сведена к минимуму. В домах, оборудованных УУТЭ, начисления идут по ним, в домах, где пока еще УУТЭ нет, РСО начисляют оплату также по нормативам. Но! Задолженности, сформировавшиеся до 1 сентября 2012 года, до сих пор «висят» на жилкомсервисах.

Причина 2:

Городские жилкомсервисы в большинстве своем работают с ГУП «ВЦКП» по формированию квитанции. По правилам все данные о потреблении всех ресурсов жителями должны быть предоставлены в ГУП «ВЦКП» не позднее 25 числа отчетного месяца. То есть ЖКС снимает отчет с УУТЭ и разносит цифры из отчета по каждому дому в базу данных ВЦКП для дальнейшего расчета.

Технически база ГУП «ВЦКП» работает так, что после 26 числа отчетного месяца эта служба не может принимать данные по потреблению ресурсов. Сотрудники вычислительного центра уже вовсю формируют, распечатывают квитанции, и к 1 числу следующего месяца квитки за квартплату должны быть готовы для распространения.

Корректировки предоставленных жилкомсервисами данных запрещены. «Довыставить» неучтенный ресурс коммунальщики уже не смогут. Но РСО никак не связана обязательствами с «ВЦКП». И 1 числа месяца, следующего за отчетным, РСО выставляет жилкомсервису свой счет с доначислениями. В этот счет включены последние несколько дней отчетного месяца, а также учтены корректировки по отчетам УУТЭ, связанные с отклонениями в работе в течение месяца, неисправностями и пр.

Вот и выходит, что некоторые технические нюансы работы узлов учета, помноженные на необходимость ЖКС сначала выставить счет населению, а уже потом увидеть точный объем «приобретенного» у РСО тепла, превращаются в задолженность ЖКС перед РСО. Коммунальщики смогут учесть этот «хвостик» лишь в следующем месяце.

Причина 3:

РСО обладает штатом теплоинженеров и программным обеспечением, которое позволяет в автоматическом режиме проверить все показания узлов учета и скорректировать данные по тем параметрам, которые имеют сбои.

Если вдруг Вы еще сомневаетесь, мы смеем Вас заверить, что узел учета — сложный технический прибор, и работа с ним требует квалификации. При этом ЖКС за 1-2 дня должны снять показания с нескольких сотен обслуживаемых домов, а бухгалтеры ЖКС должны вбить данные по каждому адресу в базу ГУП «ВЦКП» не позднее 25-26 числа отчетного месяца.

Теплоэнергетики РСО, получив данные от коммунальщиков, обладают техникой: автоматизированной системой проверки и должным профессионализмом, а также временем (счета ЖКС выставляются до 10 числа месяца, следующего за отчетным!), что влечет постоянные нестыковки данных ЖКС и РСО.

Ежемесячно штатные сотрудники РСО проверяют отчеты, предоставленные жилкомсервисами, и корректируют их. Ведь бывает так, что температурные показатели резко отличаются от среднеклиматических, или случился прорывов тепломагистрали, или в доме было отключение энергии. В таких ситуациях по правилам ресурс пересчитывают по среднестатистическим показателям или по нормативам.

1 числа месяца, следующего за отчетным, РСО предоставляют жилокомсервисам свои проверенные данные. Квитанции жителям уже выставлены. ЖКС не имеет права ждать корректировки отчетов, ГУП «ВЦКП» после 26 числа отчетного месяца данные не корректирует. Но РСО обязательно «довыставляют» жилкомсервисам неучтенные гигакалории.

Причина 4:

Не все жители своевременно оплачивают счета за предоставленные коммунальные услуги. Эти задолженности жителей перед РСО также ложатся на плечи жилкомсервиса. Он, в свою очередь, обязан рассчитываться с поставщиком ресурса полностью и в срок.

Ресурсоснабжающие организации с целью возврата денежных средств обращаются с исковыми заявлениями в суд. После решения суда Жилкомсервис в приоритетном порядке обязан рассчитаться с РСО. А ведь денежные средства на счетах жилкомсервисов формируются исключительно из платежей собственников жилья.

То есть для исполнения долговых обязательств жилкомсервис вынужден использовать средства, собранные с добросовестных жителей по «своим» статьям на текущий ремонт, обслуживание домов, благоустройство и так далее.

Причина 5:

Собственники не должны платить за те ресурсы, которые они не потребили по причине своего длительного отсутствия или аварийной ситуации в доме. В случае непредставления отопления или отсутствия горячей воды, собственники обращаются с заявлением о перерасчете в жилкомсервис. К примеру, гражданин не проживал у себя в квартире полгода, вернулся, и по законам РФ в течение 30 дней предоставил в ЖКС заявление и все документы о своем отсутствии. ЖКС обязан пересчитать ему отопление. Но – показания УУТЭ за февраль прошлого года, когда гражданин не проживал в своей квартире, от этого не изменятся. Что делать в этой ситуации? Ведь «доначислять» соседям образовавшуюся разницу ЖКС не имеет права. И снова возвращаемся к вопросу — из каких средств ЖКС может оплатить долг.

Таким образом, в сложившейся системе страдают, прежде всего, ответственные собственники, которые хотят жить в чистом доме, понимать, за что они платят и получать услуги и ресурсы в полном объеме.

Не платят соседи, откорректированы показания УУТЭ, перерасчеты квартплаты, — в этой запутанной схеме жилкомсервис по закону обязан возмещать убытки РСО из тех самых денег, которые жители платят за содержание общего имущества дома.

Жилкомсервисы – также страдают. Ведь с претензиями к ним обращаются и собственники и РСО. Все петербургские ЖКС могут стать банкротами одномоментно. Сегодня РСО могут обанкротить любой жилокомсервис Санкт-Петербурга.

Но ресурсоснабжающие организации понимают, что это не решит проблему оплаты теплоресурсов. РСО действительно недополучают миллиарды рублей и также стремятся разрешить этот узел противоречий. Все три ключевых участника этой системы оказались ее заложниками. Но Постановление №354 предусматривает переход на более логичную, прозрачную, четкую систему расчетов с РСО.

Плата за отопление – переход на прямой договор с поставщиком тепла

Жилищный кодекс РФ и Постановление 354 предусматривают возможность альтернативной системы, при переходе на которую снижается вероятность неточных расчетов, увеличивается прозрачность начислений, уходят лишние звенья в цепочке взаимоотношений «РСО-конечный потребитель».

Непосредственное управление многоквартирным домом означает, что собственники самостоятельно заключают договоры с РСО без привлечения управляющей организации. При этом РСО несет ответственность за режим и качество ресурсов до границы своих сетей (до входа коммуникаций РСО в дом), а управляющая организация отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем до внутриквартирной разводки (ст 161, ст. 164 ЖК РФ).

— При такой системе управления РСО самостоятельно выставляют счета жителям, основываясь на проверенных и откорректированных расчетах.

— Собственники жилья обращаются с вопросами корректировки и перерасчетов платы за ресурс напрямую в РСО

— Жилкомсервис не выплачивает задолженности населения из своих средств, которые вообще-то должны расходоваться на обслуживание территорий и текущий ремонт

Именно по этой схеме мы на протяжении многих лет взаимодействуем с поставщиками газа и электричества. И посмотрите, насколько меньше путаницы и нареканий вызывают расчеты по этим ресурсам.

Возможно, этот, наглядный, пример послужит еще одним аргументом в пользу принятия решения о непосредственном управлении.

Как перейти на прямой договор с поставщиком тепла. Шаг 1

Для перехода на новую систему взаиморасчетов прежде всего необходимо организовать Собрание собственников, которое должно принять решение о заключении прямых договоров с РСО (непосредственном управлении МКД). Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Как перейти на прямой договор с поставщиком тепла. Шаг 2

О решении общего собрания необходимо уведомить РСО и управляющую организацию (предоставить им копии протокола). Именно председатель Совета дома – ответственный собственник, выбранный общим Собранием, который готов взять на себя столь важную общественную задачу, – будет представлять Ваши интересы в РСО и управляющей организации.

Как перейти на прямой договор с поставщиком тепла. Шаг 3

Заключить договор с РСО и Обслуживающей организацией. Договоры с РСО каждый собственник заключает напрямую от своего имени. При наличии решения Собрания собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения вышеуказанных договоров.

К сожалению, часто активным жителям бывает очень тяжело собрать кворум для принятия важных для дома решений. Но тут и коммунальщики, и РСО бессильны. Ведь только собственник, даже если это коллективный собственник МКД, может определить, как распорядиться своим имуществом и с кем взаимодействовать по поводу его обслуживания.

Автор: специалист Управляющей компании ПромИнвест

Отправить:

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Введите защитный код