Новое в разделах

Оплата коммунальных услуг: как показывает практика, можно не платить более полугода

ЖКХ / Тарифы на ЖКХ
09.04.2013
Оплата коммунальных услуг: как показывает практика, можно не платить более полугода

Автор: Олег Сухов, член Адвокатской палаты Москвы, глава «Юридического центра адвоката Олега Сухова»

Как показывает практика, за коммунальные услуги можно не платить в среднем более полугода. Какие последствия ждут неплательщиков коммунальных услуг? Это зависит от того, каковы причина, по которой образовался долг за коммуналку.

Оплата коммунальных услуг: почему образовался долг?

Для начала необходимо определиться с причинами неуплаты коммунальных платежей:

  • длительное отсутствие по месту жительства;
  • отсутствие денег (потеря работы, лишение дохода);
  • претензии к качеству предоставляемых услуг или их стоимости.

Причины несвоевременной оплаты услуг коммунальщикам не снимают обязанности по погашению нарастающего долга. Кроме того, за каждый день просрочки платежа установлена ответственность в виде пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. В настоящее время Центробанк определил величину этой ставки равной 8,25% в год, таким образом, на каждую 1000 рублей задолженности потребителю ежедневно будут начислять 28 копеек пени.

Но вышеперечисленные причины подразумевают различный порядок действий для минимизации негативных последствий несвоевременной оплаты коммунальных услуг.

Не платил за коммунальные услуги, потому что меня не было дома

Если «на горизонте» — поездка в командировку в другой город или длительное стационарное лечение, одним словом, намечается продолжительное отсутствие по месту жительства, то можно поступить следующим образом: перед отъездом написать заявление в управляющую компанию (ЖЭУ, ДУК, ТСЖ, ЕИРЦ) с указанием периода, за который необходимо произвести перерасчет коммунальных платежей.

Он не может превышать 6 месяцев. Если же планируется более длительное отсутствие, необходимо будет повторно направить заявление о перерасчете на следующий период (это можно сделать по почте). С заявлением о перерасчете платежей и переоформлении квитанций на оплату коммуналки можно обратиться и после возвращения, но в срок не более 30 дней со времени прибытия на место жительства.

В любом случае вместе с заявлением необходимо представить документы, подтверждающие отсутствие по месту жительства (командировочное удостоверение с отметками, приказ о направлении в командировку, бюллетень о нахождении в стационаре, больничный лист, путевку на отдых, проездные документы и т. п.). При обращении в эксплуатирующую организацию до отъезда перерасчет будет осуществляться по мере начисления коммунальных платежей, после — будет сделан в текущий расчетный период. При этом за отопление и общедомовые нужды перерасчет не производится.

Не платил за коммунальные услуги, потому что не было денег

В случае финансовых затруднений до возникновения задолженности лучше дело не доводить и оформить получение субсидии (это деньги, которые государство выделяет определенным категориям граждан на оплату коммунальных услуг).Порядок и размер их предоставления, а также перечень необходимых документов устанавливается региональными органами власти. Если своевременно добиться дотации от государства не удалось, и долг все же появился, то следует обратиться в управляющую компанию (ЖЭУ, ДУК, ТСЖ, ЕИРЦ) с просьбой о заключении соглашения об отсрочке или рассрочке оплаты коммунальных платежей.

К сожалению, получение рассрочки никак не гарантировано и согласовывается потребителем и исполнителем индивидуально. Однако при его наличии и регулярном исполнении упомянутое соглашение защитит от ограничения или отказа в представлении коммунальных услуг при имеющейся задолженности.

Не платил за коммунальные услуги по причине их низкого качества

При наличии претензий к качеству, объему или стоимости предоставляемых услуг не стоит молча игнорировать «квиточки» — этим можно навредить только себе. Если выяснилось, что услуга оказывается некачественно либо не оказывается вовсе, необходимо сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу любым удобным способом (позвонить, написать заявление). Обращение обязаны зафиксировать документально, в специальном журнале.

Следует знать, что по закону в течение не более чем двух часов после обращения сотрудники «аварийки» обязаны произвести проверку для подтверждения (установления) факта нарушения качества коммунальной услуги, выявления причин и выяснения сроков их устранения. По результатам оформляется акт.

С момента предоставления услуг надлежащего качества управляющая компания обязана оформить перерасчет ранее начисленных платежей за весь период, когда услуга не оказывалась или оказывалась некачественно. Если причиной отказа от оплаты служат претензии к стоимости, то необходимо знать, что потребителя должны уведомлять в письменном виде не менее чем за 30 дней до введения новых тарифов. В противном случае действия управляющей компании (ЖЭУ, ДУКов, ТСЖ, ЕИРЦ), связанные с повышением стоимости услуг будут незаконны.

Сколько можно «продержаться», если не платить за коммуналку?

Сколько получится продержаться, не оплачивая коммунальные услуги и не предпринимая ничего из вышеперечисленных действий?

Если в квартире установлены счетчики газа и воды, то экономить на оплате этих ресурсов можно, передавая нулевые показания. Но действовать таким образом долгое время не получится, так как 1 раз в 3 месяца, согласно действующему законодательству, необходимо предоставлять доступ сотрудникам ресурсоснабжающей организации для сверки показаний счетчиков.

Если начисление происходит по нормативам, а оплата не осуществляется более 3 месяцев, и отсутствует соглашение о погашении задолженности, то коммунальные службы должны письменно сообщить об ограничении или о приостановлении оказания неоплаченных услуг по истечении 30 календарных дней с момента уведомления. Затем за трое суток до окончания указанного срока неплательщика обязаны повторно ознакомить, уже под роспись, о введении ограничения и последующего приостановления предоставления услуг.

При этом необходимо помнить, что отключать отопление, а в многоквартирных домах — и холодное водоснабжение, запрещено законом, а для отключения газа и горячей воды в конкретной квартире не всегда имеется техническая возможность. Получается, что оплата не осуществляется уже 4 месяца, а потребитель продолжает пользоваться услугами, пусть даже и не всегда в полном объеме. Далее управляющая компания (ЖЭУ, ДЭЗ, ТСЖ, ЕИРЦ), скорее всего, обратится в суд с исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению в течение двух месяцев (а в случае проведения экспертизы этот срок продлевается на «неопределенное» время). Даже если решение в пользу коммунальщиков вынесут сразу, то вступит оно в силу по истечении 1 месяца, а затем еще несколько месяцев уйдет на его обжалование.

Вот и прошел почти год. Конечно, можно уклоняться от исполнения решения суда и продолжать не платить, но в этом случае грядет исполнительное производство, которое повлечет опись имущества и изъятие его в счет погашения долга. Кроме того, суммы задолженности и пеней будут продолжать расти.

Оплачивать коммунальные услуги — это обязанность потребителя, предусмотренная законом и договором. Но исполнять её или нет, каждый выбирает сам. Важно подойти к принятию данного решения взвешенно, с учетом всех негативных последствий, которые могут возникнуть.

Источник: Финам.ру

Отправить:

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Введите защитный код
 
06.07.2015 в 17:17:17   proton88

Очень классно выглядит. Мне даже захотелось сделать скинали для кухни с таким рисунком.

Имя

E-mail

Комментарий

Введите защитный код