Новое в разделах

Энергоаудит: цели, мероприятия, результат, ответственность

Свет / Энергосбережение
04.08.2011
Энергоаудит: цели, мероприятия, результат, ответственность

Закон 261-ФЗ “Об энергосбережении”, принятый в 2009 году, ввел целый ряд новаций, оказывающих серьезное влияние на повседневную деятельность российских компаний и предприятий. Одно из таких новшеств – энергетические обследования (энергоаудит), превратившиеся после принятия 261-ФЗ из “экзотики” в повседневную реальность. Специалисты группы компаний “Юрэнерго” по просьбе ЭнергоВОПРОС.ру сформулировали ключевые положения, касающиеся проведения энергетических обследований (энергоаудита): цели энергобследований, мероприятия в их рамках и возможные результаты, на кого распространяется требование об обязательном проведении энергоаудита и какова ответственность за нарушение норм законодательства в этой сфере.

Энергоаудит: общие положения

Энергетическое обследование (энергоадит) – взаимосвязанный комплекс технических, организационных, экономических и иных мероприятий, направленный на выявление возможности экономически эффективной оптимизации потребления энергетических ресурсов. Результатом энергоаудита является программа мероприятий, направленных на снижение энергопотребления и как следствие – снижение платежей за энергетические ресурсы.

Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.

Цели, мероприятия и результаты энергоаудита

Основными целями энергетического обследования (энергоаудита) являются:

  • получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;
  • определение показателей энергетической эффективности; (класс энергетической эффективности здания – характеристика здания, отражающая его энергетическую эффективность).
  • определение потенциала энергосбережения и повышение энергетической эффективности;
  • разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

При проведении энергетического обследования (энергоаудита) проводятся следующие мероприятия:

  • анализ состояния систем электроснабжения, теплоснабжения, водообеспечения, парка технического оборудования промышленного предприятия (объекта);
  • оценка состояния систем и средств измерений – приборы для учета энергоносителей и их соответствия установленным требованиям;
  • выявление необоснованных потерь;
  • оценка состояния системы нормирования энергопотребления и использования энергоносителей;
  • проверка энергетических балансов предприятия (объекта);
  • расчет удельных энергозатрат на выпускаемую продукцию (или виды работ);
  • оценка целесообразности основных энергосберегающих мероприятий, реализуемых предприятием.

По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет отчет и энергетический паспорт и передает их лицу, заказавшему проведение энергетического обследования. Энергетический паспорт подлежит регистрации в Минэнерго России.

Энергетический паспорт здания, должен содержать следующие данные энергетического обследования:

  • оснащенность средствами учета энергетических ресурсов;
  • объем расходуемых энергетических ресурсов и его динамика;
  • класс энергетической эффективности;
  • процент потери энергетических ресурсов;
  • потенциал энергосбережения, оценка возможной экономии;
  • типовой план энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Результатом энергоаудита может являться:

  • заключение о качестве получаемых энергоресурсов, особенно электроэнергии;
  • рекомендации по проведению мероприятий и технологий энергосбережения;
  • рекомендации по внедрению мероприятий (в том числе изменений в технологии), направленных на повышение энергоэффективности выпускаемой продукции;
  • рекомендации по замене потребляемых энергоресурсов иными видами ресурсов (например, электроэнергии на обогрев – теплом или горячим паром).

Оборудование (приборы) для проведения энергоаудита

Оборудование (приборы) для проведения энергоаудита – это комплекс средств измерений, которые должны удовлетворять определенным требованиям.

Для проведения инструментального энергетического обследования минимальный набор оборудования должен включать в себя приборы для следующих измерений:

  • показателей качества и количества электроэнергии;
  • расхода жидкости;
  • расхода теплового потока;
  • температуры (контактное измерение);
  • температуры (бесконтактное визуальное ИК измерение);
  • тепловизионной съемки.

Законодательство об энергоаудите

Перечень законов и постановлений правительства РФ, регулирующие проведение энергетических обследований.

  • Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
  • ФЗ от декабря 2007 года N 315-ФЗ Федеральный закон "О Саморегулируемых Организациях".
  • Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 262. "О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений".
  • Постановление Правительство РФ от 31 декабря 2009 г. № 1225. О требованиях к Региональным и Муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
  • Постановление правительства РФ от 25 апреля N318. О правилах осуществления государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».

Категории организаций, для которых обязательно проведение энергоаудита

Согласно Федеральному закону № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» и Постановлению Правительства №318 от 25 апреля 2011г. о государственном контроле за выполнением Закона для ряда организаций проведение энергетического обследования является обязательным.

Энергоаудит обязателен для:

  • органов государственной власти, органов местного самоуправления, наделенных правами юридических лиц;
  • организаций с участием государства или муниципального образования;
  • организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности;
  • организаций, осуществляющих производство и (или) транспортировку воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, добычу природного газа, нефти, угля, производство нефтепродуктов, переработку природного газа, нефти, транспортировку нефти, нефтепродуктов;
  • организаций, совокупные затраты которых на потребление природного газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля, электрической энергии превышают десять миллионов рублей за календарный год;
  • организаций, проводящих мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Лица, указанные выше, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет.

Ответственность за нарушение законодательства в области энергосбережения

Правительство РФ утвердило правила госконтроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении.

Государственный контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти /федеральный государственный контроль/ и органами исполнительной власти субъектов РФ /региональный государственный контроль/, уполномоченными на осуществление такого госконтроля.

Госконтроль осуществляется в форме плановых и внеплановых документарных и выездных проверок.

Начиная с 1 января 2010 года бюджетное учреждение обязано обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребленных им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленного им в 2009 году каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

Согласно федерального закона №261-ФЗ несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования - влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до 250 000 (двухсот пятидесяти тысяч) рублей.

Несоблюдение организациями с участием государства или муниципального образования, а равно организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, требования о принятии программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

ГК "Юрэнерго". Компании, входящие в группу «Юрэнерго» удовлетворяют требованиям, предъявляемым к энергоаудиторским организациям и являются членами СРО, аккредитованы Министерством энергетики РФ и включены в реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований. В течении последних 4-х лет ГК «Юрэнерго»проводило энергетическое обследование, в частности, следующих организаций: ГОУТП «ТЭКОС», ОАО «Квадра», ОАО «МОЭК», ОАО «МТК», ОАО «Орелгортеплоэнерго», Североморское МУП тепловых сетей, ОАО «Краснодартеплосеть», ОАО «Брянский мясокомбинат», ГУП «Теплоэнерго» Карачаево-Черкесской республики, бюджетных учреждений Тюменской и Московской обл. и др.

Отправить:

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Введите защитный код