Новое в разделах

Подключение к электрическим сетям: типичные нарушения со стороны энергетиков, уловки потребителей и возможный рост тарифов на техприсоединение малой мощности

Свет / Подключение к электросетям
11.06.2015
Подключение к электрическим сетям: типичные нарушения со стороны энергетиков, уловки потребителей и возможный рост тарифов на техприсоединение малой мощности

Как примирить сетевые организации и заявителей в условиях взаимного недоверия, а порой обмана и злоупотреблений? И это на фоне реально существующих лазеек в законодательстве.

Подключение к электросетям: суть новаций 2009 года

Правила, регламентирующие порядок технологического присоединения к электрическим сетям, были приняты еще десять лет назад. Однако в первоначальной редакции документа были описаны лишь базовые условия взаимоотношений между заявителями и сетевыми компаниями, а льготный режим техприсоединения предусмотрен не был — принципиально процедуры технологического присоединения металлургического завода и дачного дома не различались.

Сетевые организации сохраняли широкие возможности для дискриминации отдельных потребителей. Известны случаи, когда присоединение индивидуального дома оценивалось в десятки и сотни тысяч рублей. Срок осуществления присоединения мог затягиваться на годы, если для подключения потребителя требовалось провести модернизацию действующих электросетевых объектов. Особую проблему представляло подключение садовых некоммерческих товариществ (СНТ) и других такого типа организаций. Представители правления СНТ иногда требовали с участников товарищества необоснованно завышенную плату за технологическое присоединение, а сетевые организации отказывались подключать подобных заявителей напрямую.

В 2009 году были приняты два постановления правительства, которые вводили льготный режим осуществления техприсоединения. Подключиться на льготных условиях получили право заявители мощности до 15 кВт, участки которых расположены на расстоянии не более 300 м в городах и не более 500 м в сельской местности от объектов необходимого класса напряжения. Льготный режим предполагает осуществление техприсоединения по упрощенной процедуре в срок до шести месяцев с уплатой заявителем символической суммы в размере 550 руб.

Введение льготных условий стало невероятно прогрессивным шагом. Фактически была введена система «одного окна»: заявителю следует лишь выбрать электросетевую компанию и выполнить работы на своем участке. Все обязательства по урегулированию отношений с подрядчиками, иными сетевыми организациями, СНТ, муниципальной администрацией и т. д. возлагаются на сетевую организацию. 15 кВт мощности достаточно практически любому индивидуальному дому. Следует отметить, что во многих странах мира нет особых льготных условий для заявителей малой мощности. Для сравнения: в Австралии, Канаде, Великобритании подключение жилого дома стоит несколько сотен долларов США.

Типичные нарушения действующих правил подключения к электросетям

Тем не менее до сих пор наблюдаются многочисленные нарушения сетевыми организациями условий льготного режима техприсоединения. С одной стороны, они сталкиваются с объективными трудностями: достаточно сложно осуществить присоединение сотен и тысяч домов в столь сжатые сроки. С другой стороны, у представителей сетевых компаний сохраняется соблазн немного нарушить правила в свою пользу, рассчитывая на неосведомленность заявителей.

Можно выделить следующие наиболее распространенные виды нарушений Правил техприсоединения сетевыми компаниями в отношении льготных заявителей: срыв сроков выдачи договора и технических условий, нарушение сроков осуществления техприсоединения, навязывание дополнительных затрат и процедур, отказ от осуществления техприсоединения.

Проект договора и технические условия должны быть выданы сетевой организацией в течение 15 дней после поступления заявки (этот срок был сокращен с 30 дней в 2013 году). Эти сроки зачастую нарушаются. Кроме того, разногласия между заявителем и сетевой организацией могут привести к продолжительному обмену проектами договора и техусловий: в одном из случаев договор последовательно претерпел восемь изменений. В результате процесс утверждения договора может продолжаться и полгода, и даже дольше — до двух лет с момента первоначальной подачи заявки.

Часто нарушаются и сроки осуществления технологического присоединения после заключения договора. Иногда в нарушениях сроков виноваты подрядные организации, но нередко причиной срыва сроков становится затягивание процедур определения подрядчика и заключения договора с ним, срыв программы модернизации электросетевых объектов, то есть проблемы, вызванные действиями сетевиков.

В Правилах техприсоединения имеется четкое указание: вплоть до границы участка заявителя проектные и строительные работы должна осуществлять сетевая организация. В действительности сетевые компании всеми силами стремятся снизить свои издержки, в том числе путем нарушения этой нормы.

В лучшем случае это оборачивается требованием установить одну опору перед участком, в худшем — установить за свой счет разъединители, выключатели и трансформаторные подстанции суммарной стоимостью до нескольких сотен тысяч рублей.

Другим приемом является попытка вывода заявителя из льготных условий с целью взимания платы по более высоким ставкам. Например, сетевая организация может объединить несколько схожих заявок от различных лиц — тем самым в объединенной заявке будет указана мощность свыше 15 кВт. В другом случае представители сетевой компании указывали, что расстояние от электросетевых объектов до участка заявителя составляет не 290 м, а 1 км. В результате подобных махинаций размер платы за присоединение варьировался от 600 руб./кВт до 40 тыс. руб./кВт.

Не во всех случаях сетевые компании правомерно указывали на необходимость разработки заявителем проектной документации. В некоторых случаях сетевики требовали от заявителя получить разрешение в Ростехнадзоре, заключить договор со сбытовой организацией, согласовать проведение работ с местными властями и т. д., то есть выполнить ряд мероприятий, не обязательных для льготных заявителей в период до выполнения технологического присоединения.

Сохраняются случаи отказов в осуществлении подключения (против чего, собственно, и были направлены Правила техприсоединения и постановления 2009 года). Наиболее распространенная мотивировка — предложение обратиться по вопросу присоединения к другой местной организации, например к СНТ (иногда подобные отказы выдаются даже лицам, не являющимся членами СНТ). Представителей сетей можно понять: им гораздо проще протянуть линию напряжением 6-10 кВ, поставить в СНТ трансформаторную подстанцию, а от нее развести линии низкого напряжения, чем ради каждого заявителя издалека тащить трехфазные линии на 380 В. Однако «прикрепление» заявителей к СНТ чревато возобновлением знакомых злоупотреблений со стороны правлений СНТ, на ликвидацию которых и были направлены принятые законодательные акты.

В настоящее время лица, не участвовавшие в заключении договора о присоединении СНТ к распредсетям, вправе обращаться по вопросам присоединения напрямую в сетевую организацию, минуя СНТ. Более того, они вправе обращаться в любую сетевую организацию, объекты которой расположены в 300-500 м от участка.

Наблюдаются и случаи явного отфутболивания: апелляции к плохому состоянию электросетевых объектов, отсутствию резервной мощности, недостатку средств на модернизацию. В одном случае сетевая компания вообще заявила, что указанная линия ей не принадлежит, что, впрочем, не помешало ей осуществлять подключение других заявителей к этой «не принадлежащей» ей линии.

Уловки потребителей при подключении к электрическим сетям

Было бы несправедливо обвинять в злоупотреблениях исключительно сетевые организации. У заявителей тоже есть возможности для использования лазеек в законодательстве. Например, один человек может разделить участок на четыре части, продать три из них членам семьи, которые вместе с ним подадут четыре заявки, в каждой из которых будет указана мощность 15 кВт. В итоге за 2,2 тыс. руб. заявитель получит мощность, достаточную для организации небольшого производства.

Более серьезную проблему для сетевых компаний представляет недостаточный уровень компенсации выпадающих доходов. По логике действующих законодательных актов все расходы, которые планируется понести в грядущем году в связи с осуществлением льготного присоединения, должны быть покрыты из тарифа на передачу электроэнергии, установленного на наступающий год. Кроме того, введена ежегодная коррекция необходимой выручки на основании данных о расходах, реально понесенных при осуществлении техприсоединения. К сожалению, эта схема полноценно работала лишь в 2009- 2010 годах. Впоследствии сетевые организации оказались между двух огней: с одной стороны, от них требовали осуществлять техприсоединение по льготным условиям, с другой — ограничить рост тарифов на передачу электроэнергии. В результате к началу 2014 года из тарифа на передачу было компенсировано лишь 50-60% выпадающих доходов сетевых компаний. С дальнейшим облегчением условий техприсоединения заявителей мощности до 150 кВт некомпенсированные выпадающие доходы «Россетей», по данным компании, могут достичь 40млрд руб. к 2019 году.

Электросети предлагают повысить тарифы на подключение

В таких условиях предложение «Россетей» сохранить ставку 550руб. только за социально не защищенными слоями населения, а для остальных «льготников» повысить ее, выглядит не лишенным оснований. Компания предлагает установить ее в размере 3 тыс. руб./кВт), что, наверное, не бесспорно, но в целом к предложению компании следует отнестись с вниманием: возможно, стоит сделать некоторую градацию стоимости подключения. Можно выделить несколько граничных уровней, например 5, 10 и 15 кВт, с увеличивающейся ставкой в пересчете на 1 кВт мощности.

Также актуальным является разрешение правовых коллизий в Правилах техприсоединения и прочих законодательных актах. До сих пор сохраняются расплывчатые формулировки в пунктах, регламентирующих возможное место размещения точки присоединения и роль органов местного самоуправления в процессе осуществления техприсоединения. В результате заинтересованным сторонам приходится обращаться за разрешением споров в суды, решения которых порой оказываются противоречивыми и довольно неожиданными.

Автор: Алексей Фаддеев, эксперт-аналитик департамента ТЭК Института проблем естественных монополий

Отправить:

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Введите защитный код