Новое в разделах

Передача электроэнергии без официально утвержденного тарифа: правовая оценка нарушения и риски для вовлеченных в процесс сторон

Свет / Подключение к электросетям
14.05.2013

Автор: Анатолий Бакеев

Передача электроэнергии без официально утвержденного тарифа: правовая оценка нарушения и риски для вовлеченных в процесс сторон

Занимаясь с очередным вопросом, поставленным одной обратившейся за консультацией коммерческой организацией, автор этого материала обратил внимание на довольно небрежное (сделанное как бы мимоходом) сообщение ее руководителя о взимании с одной государственной бюджетной организации платы за услуги по передаче электроэнергии.

Плата взимается достаточно давно по специально заключенному договору, так как электроснабжение этой государственной организации осуществляется от трансформаторной подстанции, принадлежащей коммерческой организации. При этом бюджетная организация имеет (как и положено) самостоятельный договор энергоснабжения с энергосбытовой компанией. Самое же примечательное в этой ситуации было то, что размер оплаты за услуги по передаче был установлен руководителем коммерческой организации самопроизвольно (как он сам выразился), так сказать по «взаимному» соглашению сторон.

Именно эта легкость и явное непонимание руководителем коммерческой организации (да и, скорее всего, руководителя государственной организации тоже) всей серьезности ситуации обратили на себя внимание автора и стали поводом для данного материала.

Плата за передачу электроэнергии: тариф должен быть утвержден официально!

Объективная необходимость надлежащей правовой оценки совершаемого нарушения (именно так его и следует называть) обусловлена тем, что договор об оказании услуг по передаче электроэнергии является в соответствии с пунктом 2 статьи 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ публичным. 

Это значит, что исполнитель услуги (та самая коммерческая организация), принявший на себя функции электросетевой компании, уже не вправе самостоятельно устанавливать размер оплаты по данному договору. Коммерческая организация должна согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861) предварительно официально установить тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно той же правовой норме потребитель услуги (то есть государственная бюджетная организация) должен оплачивать исполнителю услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Передача электроэнергии без официально утвержденного тарифа: ответственность вплоть до уголовной

Следовательно, неисполнение коммерческой организацией своей обязанности утвердить тариф и заключение публичного договора с самопроизвольным тарифом влечет согласно статье 432 ГК РФ признание его (договора) незаключенным. Ведь в отсутствие утвержденного официально тарифа выходит, что по одному из существенных условий договора – цене договора стороны согласия не достигли. Поэтому договор следует считать незаключенным.

Для государственной организации (чья деятельность чрезвычайно зарегулирована действующим законодательством) данное обстоятельство означает, что платежи, произведенные по незаключенному договору в сумме, «взятой с потолка», вполне могут быть признаны нецелевым расходованием бюджетных денежных средств.

Если факт нарушения не способно понять и оценить само государственное учреждение, то при какой-либо его финансовой контрольно-ревизионной проверке вышестоящим органом оно (нарушение) может быть выявлено. 

Для сторон порочного договора это чревато тем, что выплаченные за период действия договора денежные средства могут быть взысканы с исполнителя услуг в арбитражном суде как неосновательное обогащение. Более же серьезным и вероятным негативным последствием может стать, что факт неосновательного и нецелевого расходования бюджетных средств окажется поводом даже для уголовного преследования руководителя государственного учреждения (это, конечно, зависит от размера уплаченной суммы и от стечения обстоятельств). В таком случае и исполнитель услуги (его руководитель) также может быть вовлечен в процесс расследования и стать фигурантом уголовного дела со всеми вытекающими последствиями.

Выводы для государственных бюджетных организаций

Подводя итог всему вышеизложенному, автор полагает, что данный материал наиболее полезен будет для разрешения именно таких ситуаций, когда получатель услуги – государственная бюджетная организация. Можно надеяться, что прочитав этот материал, руководители государственных бюджетных организаций сумеют исправить положение (если оно именно такое, как описано выше) и не допустить самого неблагоприятного исхода. Да и руководители организаций, оказывающих услуги по передаче электроэнергии, тоже могут сделать соответствующие выводы.

Отправить:

Комментарии

Добавить комментарий

Имя

E-mail

Комментарий

Введите защитный код
 
29.10.2014 в 09:18:50   Морозов

Добрый день! Прошу оценить следующую ситуацию. Котловой тариф и индивидуальный тариф с конкретной организацией у предприятия есть, но организация заключает с энергосбытом договор на оказание услуг по передаче электроэнергии с оплатой услуг в 2 раза ниже официального тарифа. Обе стороны это знают и их всё устраивает. Считаю, что в данном случае действует принцип свободы договора и интересы никого не страдают. У антимонопольного органа нет оснований вмешиваться, т.к. конкуренция не ущемляется. В чём нарушение?

Имя

E-mail

Комментарий

Введите защитный код